Перед тем как приступить к изучению урока, прочитайте «Подношение мандалы» и трижды «Прибежище и желание», зародите в своем сердце правильное намерение. Перед тем как начать, может быть, пару минут просто подумайте: могу я получить это, чтобы я смог освободить всех. И возьмите это в привычку — делать так, и тогда посмотрите, что произойдет с вашим собственным пониманием.
Поэтому, может быть, начнем с маленькой медитации, это ваш фокус: «Пусть я смогу понять ACI 2, чтобы я смог в будущем объяснить это всем остальным». Примите позу для медитации. Если вы сидите на стуле, то придвиньтесь чуть-чуть вперед. Откройте пока свои глаза, если вы сидите вот так скрючившись, вы будете просто чувствовать, что вы еще более уставшие. Спина должна быть прямая, распрямите ваши плечи и расслабьтесь немного, положите руки на колени. Теперь закройте глаза, сфокусируйтесь сначала на вашем дыхании, чтобы сфокусироваться на том, где вы сейчас. Просто наблюдайте за тем, что происходит… Может быть, вы чувствуете ваши руки на ваших коленях. Вы дышите.
Теперь, начните фокусироваться на вашем выдохе. Что мы чувствуем в носу, когда мы выдыхаем. Если ваше сознание будет убегать, верните его обратно. Сфокусируйтесь на кончике вашего носа. Затем представьте какое-то святое существо перед вами, ангела, Кришну, Будду, или вашу семью. Попросите их прийти, и помедитировать с вами, благословить ваш разум. И попросите вашего сердечного ламу, вашего сердечного учителя напротив вас, иметь правильную мотивацию, когда вы изучаете все эти вещи, и правильную мотивацию для этого класса, чтобы вы смогли стать существом, которое сможет помочь всем остальным существам стать свободными. Посмотрите в глаза своему учителю, почувствуйте, как вы получаете его благословение…» (Питер Мёртл, ретрит, Киев, 13-15 сентября, 2013 год).
Аналитическая медитация – такая форма медитации, когда вы ставите проблему в центр своего разума, а затем решаете ее, думая о ней внимательно с разных точек зрения (ACI 3 урок 8). В каждом домашнем задании есть тема для аналитической медитации — та или иная концепция, которую необходимо обсудить с самим собой. В аналитической медитации вы сами себе задаете вопросы и отвечаете на них, а в результате аналитической медитации вы придете к заключению.
«Существует вид медитации, известный как «бегущая» медитация, во время которой вы настраиваете свое сознание пробегать по идеям, связанным со словами, которые вы декламируете. Затем происходит «повторение», во время которого вы пытаетесь вспомнить каждый пункт какого-то учения и просто думаете про себя: «Этот пункт говорит следующее, а этот – вот это». Аналитическая медитация – это нечто иное. В ходе медитации вы рассматриваете каждый пункт учения как что-то, что вы должны доказать или опровергнуть. Вы помещаете его на передний план вашего сознания и анализируете, используя большое количество утверждений от признанных авторитетов и различные линии рассуждений» (Как воспринимать Ламу. Материал для чтения 3. ACI 1).
Категорически нет. Принимая решение начать изучение курсов ACI, вы доверяете выбранному учителю. Поскольку у каждой линии передачи есть свои особенности, и у каждого отдельного учителя есть свой поход, то одновременное изучение Дхармы из нескольких источников может привести к замешательству, а также непременно приводит к зарождению сравнения, что станет источником плохой кармы.
«Правильное поведение со своим духовным наставником имеет огромный потенциал – в хорошем и плохом смысле – определяя, насколько благоприятное начало получит человек в своей практике» (Как воспринимать Ламу. Материал для чтения 3. ACI 1).
Главным в изучении курсов ACI является мотивация, с которой мы подходим к учению. Если мы не находим время для изучения курса, следует пересмотреть свои приоритеты.
«В 1993 году, когда Геше Майкл в первый раз давал учение по курсам ACI, на тот момент оставалось в живых всего шесть изначальных тибетских лам. Я вам сейчас скажу то, что Геше Майкл сказал своему классу в Нью Йорке 1993 году. Учеников всего было пять. Та мудрость, которая хранилась тысячелетиями в Тибете, которую эти тибетские ламы вынесли с Тибета, она сейчас находится в наших руках. Все ламы тибетского направления, которые тогда еще были живы, сейчас их уже всех нет, поэтому я бы очень хотел, чтобы вы изучили, о чем мы с вами говорим, очень глубоко и хорошо.
Я бы хотел, чтобы вы получили все те откровения, и умственные осознания, которые можно получить, изучая эти курсы и анализируя эти концепции, чтобы с течением времени передать их дальше. Если у вас не будет возможности делать домашнюю работу, если не будет времени заниматься этими вещами, а время какое-то потребуется, то нет смысла посещать эти лекции» (Питер Мёртл, ACI 1, урок 1, 2012 год).
А также для того, чтобы продвинуться в обучении этим ценнейшим знаниям, освобождающих от всех страданий, нужен большой запас хорошей кармы. Часто препятствия возникают от того, что этот запас у обучающегося недостаточный или заканчивается. Создать, пополнить свой запас кармы, которая позволит вам эффективно пройти обучение ACI и постичь эти знания, можно с помощью практики служения. Сам Геше Майкл Роуч пишет, что он освоил свой сложнейший курс обучения на степень геше только благодаря тому, что интенсивно служил своему Учителю и многим другим (см. его статью «Карма служения» на нашем сайте). Именно это создаёт кармические причины для успеха в обучении. Это он рекомендует и нам. Вот 2 цитаты из его статьи:
«… значительная часть программы не имеет абсолютно ничего общего с книгами и дебатами. Я видел, как невероятно способные ученики и дебатирующие, люди, которым я с трудом соответствовал, поднимались и исчезали из нашего класса — умирали, уходили из монастыря, теряли интерес — по мере того, как мы шли через года. И в конце я пришёл к осознанию того, что выжили те, кто делал нечто большее, чем просто учился: они служили».
«В моё время, когда класс заканчивал первые 12 лет Совершенства мудрости и должен был переходить к Срединному пути, весь класс должен был взять отпуск от учёбы на несколько месяцев и идти просить средства, чтобы помочь монастырю со всеми тибетскими лагерями для беженцев в Индии — идея в том, что карма, которую ты получаешь от этой трудной задачи, поможет расколоть идею пустоты» (Геше Майкл Роуч о карме служения в «Эссе — ответы на вопросы моих друзей: первое — моё обучение как геше»).
Изучение курсов ACI является личной практикой, поэтому очень важно соблюдать нравственность (вести дневник), делать медитации. Зная о приоритетности личной практики, вы можете помочь другим людям изучать курсы ACI.
Во время учения о Магии пустых учителей Геше Майкл объяснил, как правильно выстраивать приоритеты в практике.
О личной практике. Если вы еще не сделали записи в дневник, не начинайте медитацию. Если вы еще не сделали записи в дневник и не сделали медитацию, то не открывайте учебник (прим. переводчика — по ACI). Если вы еще не сделали записи в дневник, не сделали медитацию и не прошли обучение (прим. переводчика — ACI) — не думаю, что ретрит сильно вам сможет помочь.
О внешней практике. То же самое с внешними приоритетами. После того, как вы закончили личные четыре практики (прим. – дневник, медитация, изучение ACI, ретрит), если у вас есть время, то постарайтесь помочь другим пройти обучение (прим. переводчика — ACI). После того, как вы уверены, что другие учатся, можете посвятить какое-то дополнительное время и усилия, чтобы попытаться найти место, где мы можем разместить много медитирующих. Если вы уверены, что люди учатся, и если вы помогли столько, сколько вы можете, чтобы найти место для будущих созерцателей, затем начните работать над сохранением книг (прим. переводчика — первоисточников). И если все предыдущие шаги хорошо отлажены, то потребуется некоторое время, чтобы переводить или помочь создать инструменты для перевода. Таковы приоритеты. Они очень ясны». (Geshe Michael Roach The Magic of Empty Teachers Diamond Mountain Retreat Center March 8 — 11, 2001 St. David, Arizona, USA ).