fbpx
Выбрать страницу

Краткое содержание 18 базовых курсов
Института азиатской классики
(Asian Classics Institute)

Введение

Институт азиатской классики (ACI)  был основан в 1993 году Геше Майклом Роучем с целью распространения содержания древнего курса «Мастер буддизма» (Геше) с женщинами и мужчинами современного мира.

Институт предлагает, среди многих других материалов, 18 базовых курсов и 18 продвинутых курсов ACI. Целью данного документа является изложение обобщённого содержания и последовательности этих 36 курсов. Курс содержит 6800 страниц исходных переводов аутентичной, классической древней буддийской литературы. Каждая страница содержит полный оригинал древнего тибетского текста, чтобы обеспечить полную точность. Большая часть этого материала стала доступной для современного мира впервые.

Геше Майкл прошёл большую часть обучения под руководством своего тибетского коренного ламы, Кхена Ринпоче, Геше Лобсанг Тарчина (1921-2004, показан слева вверху). Кхен Ринпоче был великим мастером, служившим настоятелем тибетского монастыря Сера Мей, основанного в 1419 году и являющегося одним из крупнейших буддийских монастырей в мире.

Курс геше требует от 20 до 25 лет обучения в современном тибетском монастыре. Геше Майкл получил степень геше в Сера Мей в 1995 году. Этот курс следует традиции Чже Цонгкапы (1357-1419), плодотворного писателя и организатора, чьи учения по каждому важному аспекту буддизма очень точны и, когда применяются в личной практике, приводят к концу боли и цели наивысшего счастья для себя и всех других живых существ.

Курс геше охватывает пять основных тем буддизма; эти пять тем соотносятся с четырьмя великими буддийскими школами древней Индии. Каждая школа мысли основана на исторических учениях Будды, и каждая представляет путь к просветлению немного по-другому, чтобы подходить последователям различных способностей и личностей.

Пять великих тем буддизма

Вот краткое описание пяти тем, которые также соотносятся с четырьмя классическими школами:

1) Высшее знание (Абхидхарма)

Учения «Высшего знания» — это сборник великих идей, составленный поколениями, последовавшими непосредственно за Буддой, которые он излагал на протяжении 50 лет своих учений в этом мире.

Мы можем рассматривать их как базовый фундамент всего буддизма; и таким образом, школа «Высшего знания» представляет собой первый крупный период четырех классических школ буддийской истории после Будды.

В курсе геше каждая из пяти основных школ изучается через основной текст, который часто заучивается наизусть. В «Высшем знании» мы изучаем «Сокровищницу высших знаний», мастера  Васубандху (на изображении выше) около 350 г. н.э. Каждая из этих классических работ изучается вместе с подробными монастырскими учебниками, которые сами по себе являются образцами наиважнейшей буддийской классики и датируются примерно 500-летней давностью.

2) Обеты нравственности (Виная)

Одним из краеугольных камней буддизма является обязательство не причинять вред другим живым существам. Изучение формальных этических обязательств является второй великой темой исторического буддизма и может рассматриваться как ответвление школы «Высшего знания» Древней Индии.

В курсе геше нравственность, основанная на обетах, изучается по «Краткой книге о нравственности, основанной на обетах» написанной Мастером Гунапрабхой (слева) около 550 годов нашей эры.

3) Ясное мышление (Прамана)

Когда мы смотрим на коробку с четырьмя колесами, как получается, что мы видим машину? Как может ясное мышление, которое также можно назвать «логикой», действовать подобно «третьему глазу», который позволяет нам видеть глубокие идеи: те вещи, которые мы никогда бы не смогли воспринять просто своими глазами и ушами? Эти вопросы охватываются третьей великой темой буддизма: ясным мышлением, также называемым «точным» или «достоверным восприятием».

Эта тема связана со школой Сутристов, второй из четырех великих школ древней Индии. Эта школа получила свое название из-за того, что они верят, что непосредственное изучение первоначальных сутр или учений Лорда Будды предпочтительнее изучения изложений, составленных простыми смертными школы «Высшего знания».

Тема ясного мышления раскрывается в курсе геше через изучение «Комментария к достоверному восприятию», написанного Мастером  Дхармакирти (см. изображение, где он показан на дебатах) около 650 г.н.э.

4) Совершенство мудрости (Праджня Парамита)

Фраза «совершенство мудрости» может быть отнесена к огромному собранию подлинных учений Лорда Будды; но в контексте пяти классических тем она относится к учению низшей половины школы «Срединного пути», которая в свою очередь является самой высшей из четырех древних школ. Эта низшая половина называется «Независимой» группой, основываясь на вере в независимую силу логики и слов.

Монастырский курс по этой теме можно рассматривать как обзор почти всех великих предметов буддизма Махаяны: «Великого пути» — пути бодхисаттвы, который обещает достичь просветления, чтобы служить всем живым существам. Этот курс построен вокруг трех великих состояний осознаний: восприятие отсутствия само-сущей природы практикующим низшего пути; восприятие истинной пустоты бодхисаттвой; и всеведение просветленного существа.

Эта четвертая тема освещена с помощью «Драгоценности осознаний», продиктованной Мастеру  Асанге (на изображении выше, ок. 350 г. н.э.) Лордом Майтреей, будущим  Буддой. Как и во всех других темах, но особенно в этом случае, курс также включает в себя огромное количество комментариев величайших из классиков Тибета.

В дополнение к этим работам существует монастырская традиция извлекать важные темы из «Драгоценности осознаний» и создавать целые жанры литературы на их основе.

Фактически, первое применение базы данных Проекта сохранения азиатской  классики (ACIP) было печать книг для использования в современных монастырях, содержащих собрания этих «извлеченных» произведений, что сделало их впервые доступными. Целые книги посвящены, например, двенадцати звеньям зависимого происхождения; и третьей из четырех великих школ — школе «Ум только».

5) Срединный путь (Мадьямика)

Пятая и финальная большая тема называется «Срединный путь», которая в планах курса обучения геше относится к вышей части высшей школы из этих четырёх школ, которая называется школой «Срединного пути», что само по себе может слегка запутать. Эта высшая половина – группа «Последствий» — называется так, потому что они верят в уникальную силу указывания на абсурдность последствий ошибочных идей людей.

Эта тема раскрыта с помощью книги «Вступая на срединный путь», которая является объяснением несравненного мышления Арии Нагаржуны (200 г.н.э., см. изображение выше), автор книги Мастер Чандаркирти (см. следующее изображение), который жил приблизительно в 650 г. н.э.

Структура этой книги следует десяти уровням бодхисатвы, которые в свою очередь основаны на шести совершенствах — типичных видах деятельности бодхисаттвы. Глава о шестом уровне бодхисатвы фокусируется на совершенстве мудрости и, как следствие, на прямом восприятии пустоты – это большая часть книги.

Поэтому «Срединный путь» в курсе геше фокусируется на высших учениях о пустоте и о том, как увидеть её напрямую. Поскольку точка зрения относительно пустоты, которой придерживается эта высшая половина высшей школы, абсолютно верна, другие известные традиции учения и практики были построены на ней.

Наиболее важной среди этих учений считается традиция «Алмазного пути» — продвинутые учения и практики, разработанные для того, чтобы привести человека к просветлению в течении одной жизни – намного быстрее, чем в течении многих миллионов лет в другом случае.

Традиция «шагов на пути», или известный лам-рим, также основан на этих учениях высшей школы «Срединного пути». Традиция лам–рим описывается, как презентация пяти великих тем, основываясь на пятой, которая была сокращена и упрощена для людей, у которых нет времени или интереса для тщательного изучения всех пяти великих тем.

 Другая великая традиция, основанная на этой последней теме, известна как «искусство интерпретации», которую часто связывают с традицией, известной как «обзор философских школ». Вместе они включают в себя толкования всех главных школ мысли в древней Индии – как буддистских, так и не буддистских, особенно по актуальным вопросам относительно понимания пустоты.

Более глубокие детали очень важной школы «Ум только» изучаются кандидатами геше в контексте этого искусства интерпретации.

Если делить на «треки», то первые две древние школы (школа «Высших знаний» и «Сутристы») сгруппированы в направление «низший путь», последователи которого пока ещё не имеют мотивацию бодхисаттвы достичь просветления, чтобы помочь всем живым существам; и «Высший путь». Третья и четвёртая древние школы («Ум только» и «Срединный путь») соответственно сгруппированы в «высший путь» («Махаяна» на санскрите). Различие между этими двумя направлениями на более глубоком уровне зависит от точности, с которой они объясняют концепцию пустоты.

Учебный план геше и пять важных тем

Вот краткое изложение порядка и длительности обучения геше по основным пяти темам в типичном тибетском монастыре линии Цонгкапы (может отличаться немного в разных монастырях).

Годы 1-12

Совершенство мудрости

Годы 13-16

Срединный путь

Годы 17-18

Нравственность, основанная на обетах

Годы 19-20

Высшее знание

Годы 21-25

Дополнительные учения, такие как искусство интерпретации, изучаются  в зависимости от расписания экзаменов геше

Каждый год, в течение 3 месяцев зимой

«Ясное мышление», через проведение интенсивных дебатов между монахами разных монастырей.

18 базовых курсов в сравнении с учебным планом геше и пятью великими темами

Теперь, когда у нас есть некоторое базовое понимание пяти великих тем, давайте посмотрим, как учебный план 18 базовых курсов ACI рассматривает эти темы.

Курс ACI 1 является тщательным изучением трех великих осознаний (обычно известных как “три главных пути”), необходимых каждому практикующему буддизма, именно поэтому он и является первым из этих 36 курсов. Вот эти три осознания:

  • отречение, или беспокойство по поводу боли мира;
  • желание просветления или желание стать Буддой самому, чтобы быть способным помочь каждому живому существу во вселенной; и
  • правильное воззрение о мире, или понимание, что нет никакого человека и никакого объекта, который не происходил бы из семян в моем собственном уме.

Этот курс основан на пятой теме, «Срединном пути». Он основывается на очень известной поэме Чже Цонгкапы (см.  изображение), которая называется «Три главных пути». Курс также содержит полный текст драгоценности комментария к этой поэме, автора Пабонгки Ринпоче (1878-1941), самого прославленного тибетского ламы начала XX века, и коренного учителя Тричжанга Ринпоче (1901-1981), коренного учителя Кхена Ринпоче Геше Лобсанг Тарчина.

Правильное принятие прибежища в Будде считается одним единственным актом, который делает любого человека буддистом. И таким образом, следующий курс ACI исследует, как мы делаем это: как мы ищем защиту от страданий жизни в нашем сердце. В этой связи мы изучаем и другие важные идеи буддизма, связанные с прибежищем: Желание просветления, бодхисаттва, нирвана, пустота и само просветление.

Этот курс основан на четвертой теме, Совершенстве Мудрости, и включает чтения из комментариев Драгоценность Осознаний, составленными будущим Буддой, Майтрейей (см. рис.), с Арией Асангой (около 350 н.э.). Эти комментарии были написаны Кедрупом Тенпа Даргье (1493-1568), почтенным автором учебников для учебного плана геше в тибетском монастыре Сера Мей.

Хорошая медитация – это основа всей буддийской практики, и, таким образом, следующий курс ACI рассматривает медитацию в традиции Цонгкапы. Это точная, эффективная наука в чистой линии передачи многих веков, в противоположность многим безосновательным причудам медитации, которые возникают и исчезают в мире сегодня.

В этом курсе мы погружаемся в эту науку и эту линию передачи, чтобы создать прочную основу для личной медитационной практики, которую мы можем применять ко всей нашей жизни, равно как дома, так и в нашей профессиональной карьере.

Центральная часть этого курса – это специальная деревянная гравюра, названная “Стадии медитации” (см. изображение внизу). Этот плакат представляет весь курс медитации и был разработан Кьябчже Тричжангом Ринпоче, на основании учения индийского мастера Камалашилы (около 775 г. н.э.), чьи «Стадии медитации», состоящие из трех частей, являются основой всех более поздних школ медитации в Тибете.

Этот курс далее полагается в большой степени на очень подробное объяснение этой системы, представленное Чже Цонгкапой в его основных работах по шагам пути.

Прочная практика медитации стоит за каждой из пяти великих тем буддизма, особенно «Срединного пути», который говорит, что просветление возможно только через комбинацию глубокой медитации («шамата» на  санскрите) и глубокого озарения пустоты («випашьяна»).

Успешная буддийская практика зависит от истинного сострадания, которое само по себе зависит от правильного восприятия огромного объема страдания в мире — которое продолжается и после этой жизни, которую мы проживаем прямо сейчас. Таким образом, тема следующего курса ACI — доказательство будущих жизней.

Очень немного людей в современном мире верят, что они пришли из прошлой жизни в эту жизнь, или что они переходят из этой жизни в следующую, со времен без начала и конца. Поскольку все предназначение буддизма состоит в том, чтобы разрушить страдание и обеспечить счастье во всех этих бесчисленных жизнях, нам помогло бы, в первую очередь, доказать, что они на самом деле существуют. Это то, что 4 курс ACI обязуется сделать.

Правильное принятие прибежища в Будде считается одним единственным актом, который делает любого человека буддистом. И таким образом, следующий курс ACI исследует, как мы делаем это: как мы ищем защиту от страданий жизни в нашем сердце. В этой связи мы изучаем и другие важные идеи буддизма, связанные с прибежищем: Желание просветления, бодхисаттва, нирвана, пустота и само просветление.

Этот курс основан на четвертой теме, Совершенстве Мудрости, и включает чтения из комментариев Драгоценность Осознаний, составленными будущим Буддой, Майтрейей (см. рис.), с Арией Асангой (около 350 н.э.). Эти комментарии были написаны Кедрупом Тенпа Даргье (1493-1568), почтенным автором учебников для учебного плана геше в тибетском монастыре Сера Мей. 

Для этого курса мы используем третью великую тему — «Ясное мышление», поскольку одной из первых целей этой темы является доказательство существования наших прошлых и будущих жизней. Мы также углубляемся в некоторые дополнительные, сопутствующих этому темы, такие как уровни реальности; определение достоверного восприятия; доказательства  существования всеведения; и связь между кармой и перерождением.

В 4 курсе ACI мы полагаемся в большой степени на исходный текст Мастера Дхармакирти «Комментарий к достоверному восприятию»; а также «Драгоценность истинной мысли» — необычайный комментарий к этой трудной работе, составленный современным тибетским мудрецом Геше Йеше Вангчуком (1928-1999). Это коренной лама одного из самых важных учителей Геше Майкла в монастыре, Геше Туптен Ринчена; и Геше Майкл помогал и Геше Ринчену и самому Геше Вангчуку в редактировании этой работы. Мы также проходим быстрым взглядом работу Мастера Дигнаги (около 550 г.н.э, см. изображение), который был мастером после Мастера Дхармакирти.

Если карма создала наш мир и нас, то мы должны знать точно, как это работает, если мы хотим изменить этот мир и самих себя. Об этом следующий курс ACI. Это одинаково важно, если мы росли в культуре, где никогда не верили в карму; или культуре, которая верила в нее, но возможно не очень правильно. Курс ACI 5 является превосходным резюме классических учений по каждому главном аспекту того, как работает карма.

Традиционный великий источник для учений по карме – «Сокровищница высшего знания», Мастера Васубандху, по первой из великих тем, и первой из четырех больших школ.

В этом курсе мы погружаемся в это сокровище с помощью «Света на пути к свободе» Гьялва Гендун Друпа (1391-1474) — большого вводного комментария к работе Мастера Васубандху. Этот мастер был прямым студентом Чже Цонгкапы, и мы видим их здесь в традиционном изображении их первой встречи. Здесь в 5 курсе мы также получаем представление о том, как работают карма и пустота вместе, используя некоторые избранные отрывки литературы «Срединного пути».

Прежде чем мы пойдем в глубину 36 курсов ACI, для нас важно получить хороший «толчок» к важнейшему пониманию пустоты, представленному в его самой высокой и самой точной форме в пятой великой теме «Срединного пути». Понимание пустоты, по словам Будды, — единственный способ, которым мы можем помочь самим себе и каждому другому живому существу выйти из страдания.

Хотя в Западном мире мы могли бы обычно подумать о Библии как о самой влиятельной печатной книге всего времени, эта честь может на самом деле перейти «Сутре алмазного огранщика»: здесь на изображении мы видим китайский вариант с деревянной гравюры, который является самой старой печатной книгой в мире с годом издания внутри (868 г. н.э.)

Сутра, как обычно, является на самом деле разговором между Лордом Буддой и одним из его учеников, задавшим ему вопрос, который и инициирует все это учение. Только один главный комментарий к Алмазному Огранщику выжил в древней Индии; и второй чрезвычайно важный тибетский комментарий был восстановлен Проектом Сохранения Азиатской Классики (ACIP), основанным Геше Майклом в Принстонском университете в 1987. Этот проект восстановил, оцифровал и сделал доступными бесплатно миллионы онлайн страниц древних буддийских текстов.

Этот комментарий называют «Солнечным светом на пути к свободе» и он был написан Дракпой Шедруп (обычно известным как Чони Лама, он показан здесь на изображении в традиционной вырезке деревянной гравюры). Даты его жизни 1675-1748гг. Он был важным автором учебников для курса геше в монастыре Сера Мей и внес более 250 очень точных и проницательных объяснений самых великих учений буддизма. Этот шестой курс ACI представляет сливки прекрасных идей из его комментария к Алмазному Огранщику — полноценный учебник для начинающих о пустоте.

Сутра и комментарий Чони Ламы обеспечили основу популярной книги успеха в бизнесе и личного успеха Геше Майкла, «Алмазный огранщик: Будда об управлении бизнесом и личной жизнью». Было продано уже приблизительно миллион копий этой книги и она переведена на более 30 языков во всем мире. Это, в свою очередь, стало основой для Института Алмазного Огранщика (Diamond Cutter Institute), который теперь обучает успеху приблизительно 30 000 человек в год примерно в 20 странах.

Если понимание пустоты является автомобилем, который доставляет нас к просветлению, тогда Желание помочь всем живым существам в этой вселенной похоже на топливо для этого автомобиля. Таким образом, следующий курс ACI является подробной презентацией традиционных 64 обязательств, которые мы берем на себя и храним их, чтобы превратить себя в действующего бодхисаттву.

Мы изучаем и детали обетов и древние источники, из которых они произошли. Они включают самого Будду; Мастера Чандрагоми (см. на изображении ниже); Арию Асанга; и Мастера Шантидеву.

Описание самих обетов основано на двух важных комментариях. Первым является «Путь для бодхисатв», расширенное, точное объяснение Чже Цонгкапы обетов и их источников. Вторым комментарием является «Цепочка сияющих драгоценностей» —  невероятная драгоценность, которая отлично резюмирует каждое обязательство трех наборов обетов —  личной свободы; обетов бодхисаттвы; и секретных обетов — понятным, но кратким способом. Эта работа тоже была восстановлена ACIP и была составлена Геше Цеванг Самдрупом в тибетском Монастыре Дрепунг в 1800-х годах.

Обеты бодхисаттвы относятся особенно к пятой и самой высокой из  пяти тем – «Срединному пути».

Возможность существования будущих жизней открывает вопрос о том, какие сферы находятся во вселенной, куда бы мы могли попасть после смерти. И затем идет весь процесс самой смерти: что же происходит с нами? Похоже, есть немного «трудной» информации об этом, и возможно много дезинформации.

Мы добавляем сюда очень важную раннюю работу XII века под названием «Великая книга о шагах учения». Этот огромный текст, составленный Геше Дролунгпа, Лодру Чжунгне, был восстановлен и напечатан ACIP — и является самой древней выжившей работой значительной эры Кадампа раннего тибетского буддизма. Интересно, что рукопись была потеряна во времена Цонгкапы, и он также открыл ее вновь! Традиционный рисунок здесь показывает эту радостную сцену. В этом восьмом основном курсе ACI мы погружаемся непосредственно в  самые подлинные древние источники, чтобы ответить на эти вопросы. Мы полагаемся в большой степени на первую тему, учения о «Высшем знании», снова используя коренной текст Мастера Васубандху и комментарий прославленного студента Цонгкапы — Гьялва Гендун Друпа.

Основа всей кармы и ракетный ускоритель, который несет нас в нашу следующую жизнь, состоят из семян, которые мы сажаем своим добрым или недобрым отношением к тем, кто нас окружает, ежедневно. Будда провел большую часть своей жизни, объясняя, какое из этих семян является самым важным, самым сильным — и, таким образом, для нас чрезвычайно важно изучить эти детали.

Девятый основной курс ACI посвящен исключительно второй из пяти великих тем: нравственности, основанной на обетах. Мы представляем всю структуру буддийских взглядов на этическую жизнь, известную как «обеты индивидуальной свободы» поскольку те, кто соблюдает их, достигают нирваны, тогда как те, кто это не делает, не достигают.

Это представление основано на широко известном стихотворении Чже Цонгкапы под названием «Сущность океана» и замечательном комментарии к нему Мастера Квиксильвера, Нгулчу Дхарма Бхадра (1772-1851, см. рис.).

Мастер Квиксильвер играет ключевую роль в нашей линии передачи Алмазного Пути и будет часто появляться в 18 продвинутых курсах ACI. Тот факт, что он также внес важные работы по буддийской нравственности, подтверждает, насколько важна этическая жизнь для тех, кто надеется достигнуть просветления в течение одной жизни, используя Алмазный Путь.

Чже Цонгкапа также написал легендарное послание, раскрывающее связь между ведением этической жизни и успехом в медитации — и это важная часть этого курса. Послание было написано, на самом деле, его близкому ученику Цако Вунпо, Нгаванг Дракпе — для него же Мастер также написал «Три главных пути», которые являются предметом базового курса ACI 1.

Курс геше — это не все только все занятия, заучивание и дебаты. Важная часть жизни каждого кандидата в  геше – это учения, которое они получают, часто по важным текстам, которые не затрагивают курс геше, самых великих мастеров их времени. Этих мастеров приглашают несколько раз в год посетить каждый крупнейший монастырь и провести такие учения в виде ряда лекций, которые могут продолжаться весь день в течение недели или даже месяца. 

Эти  дополнительные учебные занятия связывают все пять тем исторических традиций в живую личную практику для этих молодых учеников. Типичная серия учений будет посвящена «Руководству к образу жизни бодхисатвы», составленному  абсолютным бодхисаттвой, Мастером Шантидевой (700 г. н.э., см. рис. выше).

Этот текст из самой великой классики «Срединного пути» (пятая великая тема), впервые раскрывает детали развития Желания просветления; методы накопления сильных семян, чтобы практиковать этот путь; и затем шесть совершенств или действий, которые должен освоить каждый бодхисаттва.

Представление Мастером Шантидевой этих шести совершенств считается, возможно, самым лучшим из всех времен. Их включение в не менее чем три из 18 базовых курсов ACI предназначено, чтобы катапультировать нас из теории курса геше в глубокую личную практику этих идей.

Здесь, в десятом курсе, мы рассматриваем само по себе Желание просветления (“бодхичитта” на санскрите); подготовительные мероприятия к практике; и первые два из совершенств: даяние и этическая жизнь, в контексте практики бодхисаттвой пустоты и сострадания.

В этом курсе мы продолжаем краткую информацию Мастера Шантидевы о шести действиях бодхисаттвы, освещая следующие три совершенства: терпение, радостное усилие и медитация. Представления Мастера здесь просто одни из самых ошеломляющих из всех 25 веков буддизма в этом мире.

В дополнение к оригинальным стихам его руководства для бодхисаттв каждый из этих трех курсов по работе Шантидевы включает соответствующий комментарий Гьялцаба Чже, Дарма Ринчена (1364-1432, см. рис.).

Гьялцаб Чже уже был известным буддийским философом, прежде чем он стал студентом Чже Цонгкапы; он тогда посвятил себя полностью Мастеру и стал первым держателем его трона и хранителем его учений — позиция Ганден Трипа, которая продолжается по сей день. Его комментарий в прозе обрамляет стихи Шантидевы как золотая оправа для прекрасного алмаза.

Третий курс «Руководства» Мастера Шантидевы посвящен почти полностью шестому и самому величайшему из совершенств «Срединного пути»: совершенству мудрости, восприятию пустоты. Стихи, найденные здесь, снова, считают одними из самых великих учений о пустоте всех времен, раскрывающие многие противоречивые вопросы об этой абсолютной реальности, которые задавали в течение тысяч лет.

Традиция говорит, что, когда он раскрыл эти заключительные строки в его исходном учении, многие изложенные Шантидевой концепции о пустоте буквально “не укладывались в голове” его слушателей — многие из них были монахами, которые ранее отвергали его, называя бхусуку или бездельником. В этот момент Шантидева поднялся в небо с рассерженным видом (он показан здесь на традиционной гравюре); и необходимо было послать повсюду группу монахов, чтобы определить местонахождение его самого и остальной части его текста!

Заключительное занятие курса включает выборку из известной “Главы посвящения” работы Шантидевы, где он посвящает добродетель своего сочинения благополучию каждого живого существа во вселенной, испытывающему любой вид боли, прямо сейчас — начиная от существ в сферах ада, женщинам при родах, птицам, летящим по пустому небу.

Базовый курс ACI 13 «Искусство рассуждения»

Плотнику, который хочет построить дом, нужны инструменты, согласно его ремеслу: молоток, пила и угольник. Любой, кто хочет достигнуть просветления, должен изучить способы видеть вещи, которые нельзя увидеть глазами, или даже в обычных состояниях ума. Поэтому мы изучаем медитацию, и поэтому мы изучаем искусство рассуждения: сердцевина третьей великой темы, ясного мышления.

Это также причина, почему ученики на степень геше в традиции Цонгкапы проводят три месяца каждый год, оттачивая логику и навыки ведения дебатов, часто на месячных Олимпийских играх между монастырями, известных как “Зимние дебаты”. В них участвуют команды лучших из лучших от каждого монастыря на дебатной площадке в течение всего дня и часто до поздней ночи.

Эта традиция задавания вопросов и исследования великих идей буддизма уходит корнями к самому Лорду Будде и является ключевой в изучении метода Цонгкапы (мы видим здесь на изображении самого Чже Ринпоче молодым монахом, изучающим дебаты). Это, в первую очередь, дает геше инструменты, чтобы оценить новые идеи критически и прийти к неопровержимому пониманию, какие из них правильны, а которые, в конечном счете, бесполезны — как огнетушители, проданные в дисконтном магазине, которые не работают, когда возникает первая необходимость в них: скажем, во время смерти.

Во-вторых, этот обычай насыщенных и критических дебатов делает геше точными и бесстрашными, когда они должны отвечать на вопросы своих собственных студентов, поскольку позже они сами становятся учителями. Наконец, ежегодное взаимодействие лучших кандидатов на степень геше из каждого крупнейшего монастыря усиливает сами монастыри Цонгкапы — поскольку эти подающие надежды геше станут настоятелями и будут дебатировать с мастерами своих собственных монастырей несколько десятилетий спустя.

Монахи в этих монастырях начинают свое первое обучение рассуждению и дебатам в возрасте около 15 лет, энергично обсуждая одно из традиционных монашеских кратких изложений самых великих идей Мастера Дхармакирти. Для этого курса мы взяли один из самых великих из них, написанных Пурбучок Джампа Гьяцо (1825-1901), важной фигурой в нашей непосредственной линии передачи, переданный нам Кхеном Ринпоче.

Эта работа названа «Объяснение пути рассуждения» и принадлежит жанру литературы, известному как дура или “избранные темы” ясного мышления. В эти тексты и в этот курс включены не просто изящные объяснения древних форм буддийской логики, но также и эссе — в формате дебатов — по ключевым темам, таким как определение и разделение существования; причина и следствие; негатив и позитив, и важнейшие качество и характеристика.

Освоение каждой из этих тем важно для окончательной задачи видения пустоты напрямую; и таким образом, изучение третьей из великих тем, ясного мышления, традиционно называют “ключом к пустоте”. Мы видим, например, как этот курс является краеугольным камнем для  7 Ступени  DCI, «Прикосновение к алмазному миру”.

Базовый курс ACI 14 «Лоджонг: развитие доброго сердца»

Следующий базовый курс ACI фокусируется на тысячелетней традиции, известной как лоджонг, которая буквально означает практиковать состояние ума — имеются ввиду способы развития Желания просветления, здесь названного как “доброе сердце”.

Мы делаем полный разворот от крайне технического материала буддийской теории логики и восприятия к высшему образцу наиболее возвышенных поэм традиции лоджонг. Наши читатели могут быть удивлены тем, что одна из причин вставки изучения доброго сердца в базовых курсах именно в этот момент состояла в том, чтобы воодушевить студентов изначального цикла учений, для которых предыдущий курс мог показаться немного перегруженным!

Мы путешествуем через семь самых известных примеров литературы лоджонг, включая, в первую очередь, знаменитые «Восемь стихов для развития доброго сердца» мастера Кадампы Алмазного Льва (1054-1123). Это наиболее известная, практическая часть о сострадании и пустоте, которую преподавали приезжие ламы, если имели возможность дать только одну или две лекции.

Здесь вы также найдете знаменитые «Семь пунктов для развития доброго сердца» — устная традиция, которая была оформлена в окончательную форму Кадампой геше Чекавой, Йеше Дордже (1101-1175).

Заключительная основная работа в этой традиции, включенной в курс, является «Корона ножей», составленная индийским мастером Дхарма Ракшитой и представленная его ученику Лорду Атише (982-1052), когда он смело отправился через Гималаи, чтобы передать тибетцам некоторые из их первых учений буддизма. Этот текст лоджонг славится своим представлением кармических корреляций (“сделай это, получи то”); и был основным источником для современной версии этих корреляций, представленных Геше Майклом в книге «Алмазный огранщик» об успехе в бизнесе.

Единственной причиной, по которой у нас все еще есть оригиналы материалов лоджонг из древнего Тибета, является преданный труд в их собирании Тричжанга Ринпоче, Лобсанг Йеше Тендзин Гьяцо (1901-1981, см. рис.), коренного ламы Кхена Ринпоче и не только пылкого хранителя древних книг, но и истинного примера доброго сердца.

Базовый курс ACI 15 «Что в действительности имел ввиду Будда»

Невероятным фактом жизни исторического Будды  является то, что за время его учений в этом мире, что приблизительно составляет 50 лет, он представил три больших цикла учений. И кажется, что эти циклы, противоречат друг другу!

Проще говоря, Будда провел годы сразу после своего просветления, знакомя своих учеников с тем, что является в основном списками важных принципов: например, четыре истины; двенадцать звеньев зависимости; десять добродетелей.

И затем вдруг, во второй большой период его учения на Земле, Будда начал сосредотачиваться на пустоте, подчеркивая, что ни у чего в мире нет собственной природы. «Огонь», например, “не является горячим со своей собственной стороны”.

Как и можно было ожидать, эти лекции — олицетворенные известной  «Сутрой сердца» и «Сутрой алмазного огранщика» — создали шум среди его студентов. В известном разговоре между Буддой и десятью из этих учеников (все они известные бодхисаттвы), они сталкивают его с очевидными противоречиями и спрашивают, в чем дело!

Сессии вопросов и ответов, вытекающие из этого, дали начало третьему и заключительному великому периоду учений Будды, который стал известен, как “Разъяснение”. Запись разговоров с десятью учениками составляет самую известную сутру этого периода, которая называется, соответственно, «Что я в действительности имел в виду».

Единственной причиной, по которой у нас все еще есть оригиналы материалов лоджонг из древнего Тибета, является преданный труд в их собирании Тричжанга Ринпоче, Лобсанг Йеше Тендзин Гьяцо (1901-1981, см. рис.), коренного ламы Кхена Ринпоче и не только пылкого хранителя древних книг, но и истинного примера доброго сердца.

Как и можно было ожидать, эти лекции — олицетворенные известной  «Сутрой сердца» и «Сутрой алмазного огранщика» — создали шум среди его студентов. В известном разговоре между Буддой и десятью из этих учеников (все они известные бодхисаттвы), они сталкивают его с очевидными противоречиями и спрашивают, в чем дело!

Сессии вопросов и ответов, вытекающие из этого, дали начало третьему и заключительному великому периоду учений Будды, который стал известен, как “Разъяснение”. Запись разговоров с десятью учениками составляет самую известную сутру этого периода, которая называется, соответственно, «Что я в действительности имел в виду».

Интерпретация этого разъяснения сама по себе стала темой горячего спора в последующих веках и привела к созданию важной школы «Ум только», которая, как мы отметили выше, изучается в курсе геше, прежде всего, под мантией пятой великой темы и следующей школы — «Срединный путь».

Самая известная трактовка этой сутры известна как «Сущность красноречия» самого Чже Цонгкапы, и эта работа формирует основание этого курса ACI. Это относительно краткое представление, но считается настолько важным в монастыре, что ученики на степень геше, запомнившие весь комментарий наизусть, получают особую награду перед общим собранием монахов.

Текст Цонгкапы обращается к ранним китайским записям династии Тан — включая работу знаменитого китайского монаха Шванцанга (602-664г.н.э., показан выше с его известным рюкзаком) и его студентов. Этот мастер провел 17 лет интенсивного обучения, путешествуя через Индию во время пика буддизма, и вернувшись домой, перевел многое из великой классики, включая работу «Что я в действительности имел в виду».

Его ученик Мастер Юанс (613-696 г.н.э.) написал один из самых длинных трактатов, переведенных на тибетский канон древней классики на эту самую сутру; и исследование этой работы — один из самых важных краеугольных камней программы DCI для современных азиатских бизнес руководителей, которая называется “Китайская Мягкая Сила”.

В сущности, этот заключительный курс базового цикла ACI (курсы 16-18 являются обзором) вписывается в поток этой серии как трамплин для студентов ACI, чтобы они могли поделиться с другими мудростью, которую открыли для себя. Таким образом, он представляет собой решающую концепцию подгонки нашего сообщения для аудитории перед нами — оправдание того, что Лорд Будда использует для передачи своего сообщения, на протяжении всей своей жизни, целое множество различных способов.

Это, возможно, “самый великий из обучающих советов” для тех, кто заканчивает Базовые Курсы и надеется поделиться этими знаниями с людьми во всем мире, помочь познакомить заинтересованных людей с этим замечательным духовным путем.

Заключительные три базовых курса  (16-18) являются обзором  пятнадцати курсов, описанных выше. Этот обзор предназначен для того, чтобы закрепить понимание студента этой сжатой версии традиционного курса геше; и дать им прочную основу для изучения предстоящего продвинутого цикла из 18 курсов Алмазного Пути.

Базовый курс 16 является обзором первых пяти базовых курсов: «Основные учения буддизма»; «Буддийское прибежище»; «Прикладная медитация»; «Доказательство будущих жизней»; и «Как работает карма».

Базовый курс ACI 17

Базовый Курс 17 является обзором средних пяти основных курсов: «Сутра алмазного огранщика»; «Обеты бодхисаттвы»; «Смерть и сферы существования»; «Этическая жизнь»; и «Руководство к образу жизни бодхисаттвы», часть 1.

Базовый курс ACI 18

Базовый Курс 18 является обзором заключительных пяти базовых курсов: «Руководство к образу жизни бодхисаттвы», части 2 и 3; «Искусство рассуждения»; «Лоджонг», «Развитие доброго сердца»; и «Что Будда в действительности имел в виду».

18 курсов Алмазного Пути

Обзор продвинутых курсов ACI — 18 курсов Алмазного Пути — будет представлен во время второго уровня тренинга учителей.